?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОСТОК

    С эпохи Петра Великого, совершившего в 1697 -1698 гг. свое знаменитое "Великое посольство", образовательные путешествия становятся частью подготовки к государственной деятельности членов царствующего дома в России. Именно таким путем достигалось непосредственное сближение с жизнью, появлялся опыт, общения с простым людом для особ правящей династии. Особенно большое значение путешествиям придавалось в России в царствование Николая I , который отправляет в 1837 г. своего сына цесаревича Александра Николаевича в поездку по Европейской России и Сибири по маршруту: Новгород - Тверь - Ярославль - Вятка - Пермь - Екатеринбург - Тюмень - Ялуторовск - Курган - Тобольск и обратно. Это было первое посещение Сибири одним из членов царствующей династии. Великий князь Владимир Александрович в 1868 г. побывав в Оренбурге, Нижне-Уральске, Петропавловске, Омске, Павлодаре, Семипалатинске, Барнауле, Томске, Колывани, Тюмени, Екатеринбурге и Перми. С именем другого великого князя Константина Николаевича связано начало морских путешествий. В 1844 г. он из Архангельска через Копенгаген прошел в Санкт-Петербург, а позднее неоднократно плавал по Балтийскому, Черному и Средиземному морям. В 1866, 1867, 1868 гг. великий князь Алексей Александрович плавает по Атлантическому океану, Черному и Средиземному морям, а в 1870 - 1872 гг. совершает первый долговременный морской поход с посещением США, Кубы, Бразилии, мыса Доброй Надежды, Явы, Сингапура, Гонконга и Японии. Он же был первым из императорских высочеств, прошедшим через всю Сибирь от Владивостока до Урала. В 1886 -1889 гг. большое путешествие проделал великий князь Александр Михайлович, побывав на Тихом и Индийском океанах. В 1890 г. цесаревич Николай Александрович встретился на Цейлоне с великим князями Александром и Сергеем Михайловичами, которые совершали плавание в Индийском океане. Таким образом, путешествие наследника цесаревича Николая Александровича 1890 -1891 гг. можно было бы считать в общем - то заурядным делом, если бы не несколько моментов, которые превратили его в уникальное для русской жизни конца XIX века событие и в крупнейшее военно-дипломатическое действие императора Александра III.
    То, что это путешествие совершал законный наследник российского престола, будущий император Николай II, сразу придавало этому мероприятию государственное значение и требовало предварительной дипломатической проработки всего маршрута следования. Сам поход приурочен к завершению наследником 13-летнего курса образования ( 8 гимназических, 4 университетских и 1 дополнительного года ) и рассматривался Александром III в качестве важнейшего этапа в познании наследником как Российской империи, так и сопредельных территорий. В 1890 г. Александр III решил основать Великую Сибирскую железную дорогу и Николай Александрович должен был лично присутствовать при начале строительства в Владивостоке и символически свезя первую тачку грунта для насыпи . А так как Августейшему путешественнику нельзя было проехать одним путем дважды, то было принято решение добраться до Владивостока морским путем - через Египет, Индию и Японию. Это давало наследнику возможность установить личные дипломатические связи с правящими династиями как на Западе, так и на Востоке, а так же укрепить контакты между Россией и другими странами. Так, например, Николай подружился с сопровождавшим его в путешествии греческим принцем Георгом и надолго установил дружеские отношения с королем Сиама Рамой V Чулалонгкорном. В то же время это путешествие стало прекрасной демонстрацией усиления военной мощи России во всем мире и в первую очередь, на Дальнем Востоке. Фрегат "Память Азова", на котором держал свой флаг цесаревич, постоянно сопровождала эскадра кораблей русского военно-морского флота. Все это невольно показывало рост могущества Российской империи. Путешествие началось 23 октября 1890 года (все даты даны по старому стилю), когда наследник после молебна покинул Гатчину и завершилось 4 августа 1891 года его прибытием в Царское Село. За это время им было пройдено 51 000 верст, из них 15 000 - по железной дороге, 5 000 - в экипаже, 9 100 - по рекам, 21 900 - по морям. Вместе с наследником весь путь прошли его адъютанты князь В.С. Кочубей, князь Н.Д. Оболенский, князь В.А. Барятинский, Е.П. Волков, а также контр-адмирал В.Г.Басаргин, доктор В.К. фон Рамбах и художник Н.Н. Гриценко и князь Э.Э. Ухтомский. Маршрут следования пролегал через Псков -Вильну -Варшаву-Вену до Триеста, где началась собственно морская часть путешествия. Там цесаревич взошел на борт фрегата "Память Азова", на котором был поднят его штандарт, спущенный только во Владивостоке.

Крейсер "Память Азова" в пасхальном яйце Фаберже. http://www.liveinternet.ru/users/la_belle_epoque/post73784807/


Официально это был крейсер I класса, но в описании путешествия Э.Э. Ухтомского "Память Азова" назван фрегатом, что стало традицией. Совершая свое первое плавание, "Память Азова" в Триест пришел из Кронштадта, обогнув всю Европу. На борту фрегата находился брат Николая, великий князь Георгий Александрович, который проходил на нем службу в чине мичмана. Георгий сопровождал Николая только до Цейлона, откуда он вынужден был вернутся в связи с ухудшением здоровья обратно с великими князями Александром и Сергеем Михайловичами, которые на яхте "Тамара" плыли на родину. Надо отметить, что весь путь "Память Азова" прошел в сопровождении флагманского крейсера "Владимир Мономах", на котором держал свой флаг контр-адмирал В. Г. Басаргин, а до Суэца вместе с ними шла канонерская лодка "Запорожец". От Адена до Бомбея эскорт осуществлял крейсер " Адмирал Корнилов". А в районе Нанкина к наследнику присоединилась целая эскадра, сопровождавшая его до Владивостока в составе крейсера "Адмирал Нахимов", канонерских лодок "Бобр", "Кореец", "Манджур" и "Джигит" под командованием вице-адмирала П.Н.Назимова. 
    Из Триеста 26 октября 1890 г. Николай морским путем проследовал в Грецию, где к августейшему путешественнику после ознакомления с греческими городами и памятниками присоединился принц Георг Греческий, который сопровождал наследника вплоть до Владивостока. Затем маршрут пролег через Средиземное море к Порт-Саиду в Египте. В то время как корабли шли Суэцким каналом, цесаревич со своими сопровождающими лицами 10 - 27 ноября совершил поездку по Нилу до современного Асуана и обратно, осматривая памятники Древнего Египта.


От Суэца русские корабли через Аден проследовали в Индию и прибыли 11 декабря в Бомбей. Здесь цесаревич с принцем Георгом со своей ближайшей свитой покинули суда и в период с 11 по 31 декабря 1890 г. предприняли длительный сухопутный поход по Индии по маршруту Бомбей - Агра - Лахор - Амратсар - Бенарес - Калькутта - Бомбей - Мадрас - Коломбо (Цейлон).



Цесаревич (слева) в гостях у махараджи Бенаресского.
































 

Цесаревич в гостях у махараджи Бенаресского.


Мадрасская группа наследника Цесаревича со спутниками по Индии.

























 





 

Мадрасская группа наследника Цесаревича со спутниками по Индии.


В Индии русские путешественники знакомились с знаменитыми памятниками, такими как, храм вырубленный в скале, на острове Элефант, или сикхский Золотой храм в Амратсаре, встречались с местными правителями - раджами, а также охотились. Николай и его спутники покупали произведения местных ремесленников и получали подарки: узорчатые цветные ткани, шелковые шали, образцы оружия, изумительные миниатюры с видами Индии и портретами исторических деятелей и т.д. Многие из них уже в то время представляли большую художественную ценность в связи с происходящим в Индии упадком традиционного искусства и ремесел под напором дешевых товаров, поставляемых из Англии, а также угасанием местных коренных правящих династий, которые были главными потребителями предметов роскоши.
   
Приём в Банкоке русской царской делегации






































 

Приём в Банкоке русской царской делегации.

Покинув Цейлон 31 января, "Память Азова" с "Владимиром Мономахом" через Сингапур и Батавию (о. Ява). следуют до Бангкока. Там Николай Александрович в течении недели является гостем сиамского (таиландского) короля Рамы V Чулалонгкорна, короля - реформатора, роль которого в истории Сиама иногда сравнивают с ролью Петра I. Николаю был оказан исключительно теплый прием, он был награжден высшим сиамским орденом, получил от короля личные подарки. У монархов устанавливаются доверительные отношения. Позднее, в 1897 г. Чулалонгкорн посетил Санкт-Петербург, а один из его сыновей получил образование в Пажеском корпусе и женился на русской девушке. Россия также выступила посредником в отношениях между Сиамом и Францией, которая активизировала свою деятельность в Индокитае; благодаря вмешательству Николая II Сиам сумел сохранить свою независимость.
    Попрощавшись 13 марта с радушным Бангкоком, наследник через Сингапур, Батавию (о.Ява), Сайгон и Гонконг последовал в Нанкин. Из этого города на пароходе Русского добровольческого флота "Владивосток" цесаревич предпринял путешествие по реке Янцзы до города Хань-коу, где находился крупный завод по производству чая, принадлежащий русскому торговому дому "Токмаков, Молотков и Компания." Этот торговый дом был крупнейшим поставщиком различных видов китайского чая в Россию. Николай посетил их завод, а в числе подарков, поднесенных цесаревичу, были модели различных приспособлений для производства чая, а так же производимые там различные сорта чая.
    Путешествие в основном было без приключений, но одно трагическое случилось в Японии. Николай Александрович прибыл в Страну восходящего солнца 15 апреля 1981 г. в сопровождении 6 кораблей русского флота. Такое же количество японских кораблей приветствовали наследника русского престола артиллерийским салютом из 21 орудия. Была организована радушная встреча высокого гостя, на которую прибыл принц Арисугава-но-мия Тарухитэ. Он в 1882 г. посетил Россию и присутствовал на торжествах по случаю восшествия на престол Александра III, а в 1889 г. при новом посещении Петербурга познакомился с наследником. Однако визит Николая Александровича вызвал и большое беспокойство, тревогу среди японского населения. Далеко не все в Японии с удовольствием наблюдали за усилением России на Дальнем Востоке. Некоторые японские газеты писали, что поездка сына русского царя является ознакомительной и связана с изучением военного потенциала Японии, сухопутные силы которой состояли всего из шести дивизий, а военно-морского флота почти не было. К тому же накануне, 7 марта 1891 г. в Токио состоялось освящение Воскресенского православного собора, сооружавшегося в 1884 -1889 г., и "подавляющего своей внушительностью столицу империи", как писала одна из газет. Это так же разжигало чувство страха перед Россией, создавая некоторую нездоровую обстановку.
    Посещение Японии началось с г. Нагасаки, где Николай со спутниками пробыл 9 дней. Цесаревич инкогнито знакомился с городом и вместе с офицерами эскадры неоднократно бывал в пригороде Нагасаки Инасамура или Инасу, которую называли "русской" деревней. Здесь в 1870-е г. проживали некоторое время около 600 моряков с потерпевшего крушение фрегата "Аскольд". Именно тогда здесь возникли русско-японские семьи, а так же русское кладбище. Интересно, что командиром "Аскольда" был капитан I ранга Унковский, а Э.А. Ухтомский был старшим офицером "Аскольда". Судьбе было угодно снова привести в эти места их сыновей, несших службу на "Памяти Азова", Вообще, Нагасаки было тем местом, которое посещали все русские корабли, которые шли на Дальний Восток или плавали в Южных морях для отдыха и ремонта. Поэтому местное население доброжелательно относилось к русским, а местные торговцы были рады им. Как упоминает Э. Э. Ухтомский, здесь было питейное заведение с символическим названием "Кабак Кронштадт". Посещали они и местные увеселительные заведения, где общались с гейшами. В Российской национальной библиотеке сохранились фотографии, на которых изображены "офицеры эскадры со своими японскими женами". В одном из подобных заведений Николай познакомился с гейшей по имени О-Мацу. Сохранился её своеобразный портрет - в виде куклы в натуральную величину.

 

Она была поднесена наследнику перед отплытием из Японии знаменитым мастером Кавасима Дзимбеем II . Считается , что этот подарок был изготовлен мастером по инициативе императора Японии после "инцидента в Оцу". Но поскольку его характер было чересчур неофициального свойства, было решено, что куклу подарит Дзимбей, на чьей мануфактуре была выткана одежда для куклы. (В настоящее время кукла находится в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого.) Николай познакомился с мастером 28 апреля 1891 г. в пригороде Киото Нисидзин, где находилась мануфактура Дзимбея. Мастер встречал наследника одетым во фрак и сам давал объяснения на французском языке. Их знакомство имело продолжение: Дзимбей позднее был пожалован почетным званием поставщика Двора Его Императорского Величества, а еще позже был пожалован орденом Св. Станислава. Произведения Дзимбея произвели сильное впечатление на Николая. И так случилось, что ковер его работы, на котором были изображены конные воины-самураи, стреляющие из луков по бегущим собакам, стал прощальным подарком императора Мэйдзи цесаревичу Николаю, ибо идея этого подарка возникла после трагического события в Оцу. В течении 6 дней ковер был дополнен специальным бордюром из императорских гербов - японской хризантемы и российского двуглавого орла.. А самой знаменитой работой Дзимбея стало оформление зала Административного Совета во Дворце Мира в Гааге - т.н. "Японской комнаты"



Цесаревич Николай Александрович и греческий принц Георг. 

    Но приятное пребывание в Японии было омрачено происшествием, известным как "инцидент в Оцу". 23 апреля русская эскадра покинула Нагасаки и 27 апреля прибыла в порт Кобэ. В тот же день наследник с сопровождающими лицами отправляется в Киото, где они останавливаются в отеле "Токива", которым собралась толпа и раздавались враждебные выкрики. В русскую дипломатическую миссию поступил документ угрожающего характера, подписанный кровью. Русский посланник направил его в МИД Японии, но виновный не был найден. 29 апреля Николай с принцем Георгом в сопровождении принца Арисугава-но-мия отправились на колясках, которые везли рикши, из Киото в город Оцу. Там они посетили почитаемый японцами храм Миидэра, любовались красотами озера Бива, после чего обедали в префектуральном управлении. Недалеко был устроен базар, где, по словам Николая, они закупили много всяких мелочей сувенирного характера, многие из которых легко отождествляются с предметами, хранящимися ныне в МАЭ.

   

Возвращаясь обратно в Киото, длинная процессия из 40 джин-рикш (ручных колясок) медленно двигалась по улице, запруженной народом. В это время полицейский по имени Цуда Сандзо, который отвечал за порядок и находился в толпе кланяющихся горожан, выхватив самурайский меч, дважды ударил Николая по голове. От смерти его спас принц Георг, отбивший тростью очередной удар. Подбежавшие рикши скрутили покушавшего, причем один из них мечом полицейского привел Сандзо в бесчувственное состояние, что позволило начальнику охраны русской свиты связать преступника. Николай был быстро доставлен в близлежащий дом владельца галантерейного магазина, где ему подготовили постель. Однако Николай отказался в неё ложиться и после перевязки сел у входа в магазин, спокойно куря. По словам Э.Э. Ухтомского, первыми словами цесаревича были : " это ничего, только бы японцы не подумали, что это происшествие может что либо изменить мои чувства к ним и признательность мою за их радушие". Затем под охраной японского отряда, в плотном кольце из собственной охраны, принца Георга и отвечавшего за встречу гостя принца Арисугавы-но-мия наследника препроводили в здание префектуры г. Оцу, где ему оказали квалифицированную медицинскую помощь. Несколько часов спустя его незаметно отвезли в Киото. Раны Николая в двух местах от затылка до виска по счастью оказались не опасными, но они вызвали большое беспокойство и замешательство не только в правительственных кругах, но и среди населения Японии. В тот роковой день 29 апреля издается императорский рескрипт о происшествии, в Киото были направлены представители высшей аристократии, известные врачи. Наконец, 30 апреля в Киото срочно прибывает сам император Мэйдзи, чтобы навестить цесаревича.
Файл:Black and white photo of emperor Meiji of Japan.jpg
Император Мэйдзи (明治天皇 Мэйдзи Тэнно:), прижизненное имя Муцухито, устар. Мутсу-Гитто (3 ноября 1852 — 30 июля 1912) — 122-й император Японии.

Эта встреча состоялась утром 1 мая, причем император предлагает направить в Россию принца Арисугава-но-мия и консультанта при тайном совете Эномото Такэаки, с извинениями за инцидент в Оцу но цесаревич этому категорически воспротивился. Во второй половине дня японский император проводил Николая до Кобэ, где на якорной стоянке был " Память Азова ", на борту которого Николай Александрович продолжил лечение. 2 мая наследник устраивает обед в честь принца Арисугава-но-мия, а 4 мая приходит срочная телеграмма от Александра III с приказом срочно отбыть во Владивосток. В связи с этим отплытие эскадры было назначено на 7 мая, и Николай на берег больше не сходил. Но до отплытия "Память Азова" посещали депутации с подарками и адресами соболезнования от жителей различных городов Японии.


Насколько я понимаю, это те двое возничих рикши после награждения на фрегате.

18 мая (эта дата все-таки - по новому стилю - d_n) на фрегат были приглашены возничие рикши, которые помогли задержать нападавшего и которым наследник был обязан жизнью. Николай лично наградил их орденами св. Анны, кроме того, каждый из них получил в награду единовременно 1500 долларов и им была назначена пенсия в 500 долларов в год. А 18 мая (эта дата - по новому стилю - d_n) Николаю исполнилось 23 года (опять 23). В связи с этим он получил подарки от императорской четы и жителей г.Осака. Император вручил ему живописный свиток, а императрица - книжную полку-сёдана из черного лака с изображением цветов глицинии. (Эта полка присутствовала на выставке 1893-1894 гг., но местонахождение её в настоящее время неизвестно.). В день отплытия состоялась последняя беседа цесаревича с императором Мэйдзи, причем по состоянию здоровья Николай отклонил приглашение императора о встрече на берегу, а пригласил его на "Память Азова". Именно тогда и был поднесен Николаю ковер "Инуомоно", о которой рассказывалось выше. Перед отплытием наследник русского престола направил японскому императору личное послание, где отмечал, что его впечатления от пребывания в Японии "ничем не омрачены". Минуя Токио, русская эскадра проследовала во Владивосток. А в Японии шли публичные моления за выздоровление Николая. На два дня были закрыты учебные заведения, в Киото шли десятки тысяч телеграмм и писем из разных концов страны с искренними соболезнованиями цесаревичу и пожеланиями здоровья и скорейшего выздоровления. Их днем и ночью принимала срочно учрежденная специальная канцелярия из 25 служащих. Представители политических и научных кругов, религиозных организаций один за другим посещали Киото, принося приветственные адреса и подарки. Так, например, на "Память Азова" в день его отплытия были доставлены 16 ящиков с дарами, среди которых были художественные произведения, сельскохозяйственные продукты, лакомства. Эта наивная и вместе с тем сердечная демонстрация свидетельствовала об искренней симпатии к пострадавшему наследнику русского престола. Но это не помешало восторжествовать японскому правосудию, которое, несмотря на требование большинства судить преступника военным судом с применением высшей меры наказания, приговорило самурая-полицейского Цуда Сандзо лишь к пожизненной каторге, опираясь на японские законы о покушении на убийство.
    Отплыв из Кобэ 7 мая, цесаревич 11 мая прибывает во Владивосток. Именно здесь начинается осуществление главной государственной задачи путешествия наследника, связанной с основанием Великой Сибирской железной дороги. Дискуссии о необходимости строительства этого стратегического пути, который связал Дальний Восток и Восточную Сибирь, шли с 1870-х. годов. Работало несколько высочайше назначенных комиссий, проводились изыскания различных маршрутов в Сибири, делались экономические расчеты. В конце 1880-х годов это строительство начали активно лоббировать военные. И 12 июля 1890 г. Александр III на докладе министра путей сообщения написал : "Необходимо приступить скорее к постройке этой дороги.". А 12 февраля 1891 г. было принято решение о строительстве первого участка пути от Владивостока до Графской длиной в 385 верст. Николай в это время уже был в пути, но он знал об основной миссии своего путешествия. Во Владивостоке его ожидал именной рескрипт, подписанный императором 17 апреля 1891 г. и доставленный курьерами через Сибирь. Этот документ гласил: " Ваше Императорское Высочество. Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной через всю Сибирь железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений. Я поручаю Вам объявить таковую мою волю по вступлению вновь на русскую землю, после обозрения иностранных стран Востока. Вместе с тем возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки разрешенного к строительству на счет казны и непосредственно распоряжением правительства Уссурийского участка великого сибирского рельсового пути... Александр." Именно этому и было посвящено время пребывания во Владивостоке. 17 мая цесаревич присутствует на открытии памятника Г.И. Невельскому, а 18 мая - на закладке сухого дока имени цесаревича Николая. Но основные события проходили 19 мая. Они начались в 10 часов утра молебном по случаю закладки железной дороги. На торжестве присутствовало около 300 человек. В момент провозглашения "Многие лета" императорской фамилии был произведен салют. После молитвы Николай Александрович лично изволил положить в тачку землю и свезти её на полотно строящейся железной дороги.


Строительство Транссибирской железной дороги. Конец XIX в.


Железнодорожный мост через Обь. 1890-е гг.

К этому моменту уже было построено 2 с половиной версты рельсового пути. По нему к месту торжественной церемонии был подан украшенный вагон с паровозом, где разместились почетные гости и отправились в город. В городе наследник принял участие в закладке - вокзала. И после этого от его имени был дан завтрак гостям.
20 мая Николай торжественно попрощался с экипажем "Памяти Азова" и со всеми кораблями, которые сопровождали его на последнем участке морского пути. На "Памяти Азова" был спущен штандарт наследника. 21 мая он покинул Владивосток, отправляясь через Сибирь в Петербург.


Прибытие Цесаревича в Хабаровск. Парад гарнизона, побывал в артиллерийских мастерских. Здесь запечатлено прохождение войск церемониальным маршем по Соборной площади. Тут же можно видеть первую триумфальную арку, простоявшую около четверти века. http://dkphoto.livejournal.com/91686.html

Его путь пролег через Хабаровск - Благовещенск - Читу - Иркутск - Красноярск - Томск - Тобольск - Омск - Оренбург - Самару - Пензу - Рязань - Москву - Петербург и завершился 4 августа 1891 года.
    Это многотрудное и далекое путешествие наследника было достойно увековечено в истории во многом благодаря Э.Э.Ухтомскому, который был включен в свиту Николая Александровича за несколько дней до отъезда. 
    Князь Эспер Эсперович Ухтомский (1861-1921), широкообразованый и разносторонний человек - ученый, дипломат, публицист, путешественник, коллекционер. Интерес к Востоку возник у Ухтомского под влиянием семейных традиций - по матери он был потомком адмирала С.К. Грейга, героя Чесменского сражения. Его прадед - А.С. Грейг был тоже адмиралом флота и героем русско-турецкой войны 1806-1812 гг., а отец - Э.А. Ухтомский, морским офицером, в начале 1870-х совершившим кругосветное плавание на корвете "Витязь. Еще во время учебы на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета Э.Э. Ухтомский начал серьезно интересоваться Востоком и буддизмом, изучать культуру народов Центральной и Южной Азии. В период с 1886 по 1890 гг. Ухтомский бывал на Востоке, посетив многие буддистские монастыри Забайкалья и ламаитские святилища Пекина, проехав Монголию от Кяхты до Великой стены. Богатые и разнообразные впечатления Ухтомского, широта интересов нашли отражение в ряде его научных трудов Но огромное общественное признание в России Ухтомский получил, несомненно, благодаря своему самому капитальному сочинению, посвящен ному путешествию на Восток с Николаем Александровичем, в котором он выступил в качестве автора-издателя. Книга писалась им в общей 
сложности шесть лет, выходила отдельными выпусками, которые составили в итоге три тома. 
    Первый том под названием "Путешествие на Восток Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича. 1890-1891" вышел в свет в 1893 году; второй и третий тома - в 1895 и 1897 гг. уже под названием "Путешествие Государя Императора Николая II на Восток (в 1890-1891)". Сразу же после выхода в свет "Путешествие" было издано на английском, немецком и французском языках. Несомненно, всему этому в первую очередь способствовал текст Ухтомского, в котором прекрасный литературный язык сочетался с информативностью, наличием массы интереснейших сведений по истории, быту, религии многих восточных народов. Недаром Ухтомский после возвращения из путешествия был избран членом Русского географического общества, прочно войдя в круг профессиональных востоковедов. После 1891 г. Э.Э. Ухтомского постоянно будут привлекать в качестве эксперта по решению внешнеполитических проблем России на Дальнем Востоке, он получит необычайные возможности пропагандировать свои востокофильские взгляды самым широким образом - через газету "Санкт-Петербургские ведомости", которую он приобрел в 1896 году, через возглавленный им Русско-китайский банк и правление Маньчжурской железной дороги. 
    Немало успеху книги способствовали многочисленные иллюстрации Николая Николаевича Каразина (1842-1908), украшавшие книгу. Он был не только художником, но и писателем-этнографом, путешественником. "Русский Доре", как его часто называли современники (он учился у Г. Доре и Ф. Жилло в Париже, был вольным общником Петербургской Академии художеств и одним из основателей Общества русских акварелистов), Каразин начинал свою карьеру военным, участвуя в среднеазиатских походах русской армии в 1860-е - 1870-е годы. Каразин был одним из первых в России военных корреспондентов-иллюстраторов, публикуя в 1876-78 гг. свои рисованные репортажи в журнале "Всемирная иллюстрация". Многие русские периодические издания - "Нива", "Живописное обозрение", "Север", а также иностранные - "Ueber Land and Meer", "Graphic", "Illustration", "Illustration London News" помещали зарисовки Каразина. В 1874-79 гг. Каразин участвовал в экспедициях Русского Географического общества в Среднюю Азию, а в 1890-91 гг. он путешествовал по Индии. Именно поэтому многочисленные подробности и детали, которыми изобиловали иллюстрации Каразина к "Путешествию на Восток" Ухтомского были очень достоверны. В трех томах этого издания - свыше 700 иллюстраций, многие из которых являются композициями, "сочиненными" этим художником. Однако при всей точности атрибутики, знании географического и этнографического материала, они часто перегружены и страдают "красивостью". Тексту Ухтомского, построенному на фактологической, документальной основе более соответствовали иллюстрации, созданные путем перегравировки на стали фотографического оригинала. Но их, к сожалению, очень мало - в трех томах "Путешествия на Восток" опубликовано всего шесть фотоснимков. Объясняется это достаточно просто - специального фотографа-профессионала в составе свиты наследника цесаревича не было. Как и в старину, до широкого распространения фотографии, в поездку с Николаем Александровичем был откомандирован художник Николай Николаевич Гриценко (1856-1900), присоединившийся к путешественникам в Триесте. Он окончил Кронштадское морское училище, плавал на военных судах и даже совершил на броненосце "Крейсер" кругосветное путешествие. В 1885-87 гг. Н.Н. Гриценко учился в Петербургской Академии художеств у Л.Ф. Лагорио, затем в Париже у А.И. Боголюбова и Ф. Кормона, а с 1894 г. он стал официальным художником,  Морского министерства. За время поездки с Николаем Александровичем Н.Н. Гриценко создал огромное количество акварельных пейзажей и марин (около 300 из них ныне хранятся в Государственном Русском музее), в которых запечатлел природу тех экзотических странах, где побывала эскадра. 
    Однако не только штатный художник Морского министерства увековечивал историческую поездку - в составе команды фрегата "Память Азова" находился В.Д. Менделеев (1865 - 1898), сын известного химика, любитель - фотограф. Именно он сумел составить своеобразную фотографическую летопись путешествия. 
    В Российской национальной библиотеке хранится уникальная коллекция, включающая свыше 200 снимков, созданных во время плавания русской эскадры на Восток. Каждый из снимков сопровождается подписью, сделанной, очевидно, самим В.Д.Менделеевым. В этом убеждает сличение подписей с оригиналами писем молодого мичмана, которые он отправлял из разных стран в Петербург, к отцу (ныне они хранятся в научном архиве Д.И. Менделеева при СПбГУ). 
    Многотрудное и далекое путешествие наследника представляло не только государственный, но и культурно-исторический интерес во многом благодаря большому количеству разнообразных предметов, как приобретенных им на Востоке, так и принятых в дар как выражение искреннего чужеземного привета или трогательных верноподданных чувств. Коллекции в течении двух зим хранились в Аничковом и Зимнем дворцах и по предложению Главного правления Императорского Российского Общества спасения на водах наследник цесаревич разрешил устроить выставку этих предметов, чтобы дать возможность всем желающим обозреть эти в высшей степени ценные и художественные вещи. Она была организована с благотворительными целями генерал-адъютантом К.Н. Посьетом и Н.А. Сытенко - уполномоченными этого общества. Весь сбор с выставки передавался в распоряжение Общества спасения на водах. Экспозиция была устроена зимой 1893-1894 гг. в Рафаэлевских лоджиях Зимнего дворца и оформлялась художницей Е.П. Самокиш-Судковской. Был издан каталог выставки, составленный в Управлении Собственным Его Величества дворцом В.И. Сигелем и г. Пехом под непосредственным наблюдением генерал-лейтенанта А.С.Васильчикова, в котором было дано описание 1313 предметов, В 1897 г. по распоряжению Николая II этнографическая часть коллекции была передана в Музей антропологии и этнографии Императорской академии наук, а остальные остались в императорских дворцах, после революции попали в Государственный Музейный фонд, где были сосредоточены культурные ценности из петербургских дворцов и особняков. В 1930-е годы часть из них была распределена между Государственным Эрмитажем, этнографическим отделом Государственного Русского музея, музеями-дворцами пригородов Ленинграда. Какая-то часть, в основном предметы из драгоценных металлов и с драгоценными камнями, по-видимому, были проданы. 
    В 1998 году, когда исполняется 130 лет со дня рождения Николая II и 80-лет трагической гибели последнего русского императора и его семьи, Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого предпринял попытку вновь объединить в одних залах сохранившиеся вещи. Выставка организована при поддержке Комитета по культуре администрации Санкт-Петербурга совместно с Центром петербургских искусств "АВИТ " в выставочном зале Музейно-выставочного и издательско-полиграфического центра " ЭГО " с 29 мая по 30 июля 1998 г. На современной экспозиции представлены более 200 предметов декоративно-прикладного искусства из Египта, Индии, Таиланда, Китая, Японии и Сибири из фондов МАЭ и музея-заповедника "Петергоф", 45 оригинальных фотографий, показывающих корабельный быт, сцены из путешествия и закладки Сибирской железной дороги из РНБ, книги Э.Э. Ухтомского на русском, английском, французском, немецком языках из РНБ и музея-заповедника "Петергоф", модели судов и различные морские аксессуары из фондов Центрального Военно-морского музея. 

Старший научный сотрудник МАЭ,
кандидат исторических наук
А.И.Терюков
1998
г.

http://www.avit-centre.spb.ru/exb/06/kor/k2.htm
счетчик посещений

Locations of visitors to this page

Comments

( 7 comments — Leave a comment )
defo7
Oct. 23rd, 2010 05:27 am (UTC)
как хорошо,что вы пишете подобные посты - спасибо огромное.
dvoynik_nikolay
Oct. 23rd, 2010 06:51 am (UTC)
Пожалуйста. И Вам спасибо на добром слове.
dvoynik_nikolay
Oct. 23rd, 2010 09:32 am (UTC)
Орхидея777. Глупости удаляю, разве неясно? Глупости либо от скудости ума, либо от злонамеренности. И то, и другое неприемлемы здесь.
olgavch
Oct. 24th, 2010 11:15 am (UTC)

Прекрасный пост. И прекрасные фотографии.
kitakrasa
Nov. 1st, 2010 07:11 am (UTC)
Кстати, на этой неделе в ГМЗ "Царицыно" открывается выставка, посвященная путешествию цесаревича. Обещает быть очень интересной.
dvoynik_nikolay
Nov. 1st, 2010 07:28 am (UTC)
Благодарю.
gnc343
May. 1st, 2011 11:29 am (UTC)
Спасибо! Очень интересно, прекрасные иллюстрации.
В этом путешествии участвовал мой прадед, моряк Балтийского флота Сергей Вагин.
Надеюсь когда-нибудь отыскать в архивах документальные тому подтверждения
( 7 comments — Leave a comment )

Profile

dvoynik_nikolay
dvoynik_nikolay

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner